Спасителя, Богородицы и родовые

Галерея икон

Фотографии 28 - 36 из 104
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | След. | Конец | Все 

Господь Эммануил / [1646]
Спас Нерукотворный / [1645]
Пресвятая Богородица Иверская / [1644]
Спас Нерукотворный / [1637]
Образ "Господь Вседержитель" / [1636]
Спас Нерукотворный / [1626]
Пресвятая Богородица Смоленская / [1623]
Пресвятая Богородица Владимирская / [1621]
Богородица Калужская / [1618]
   

Фотографии 28 - 36 из 104
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | След. | Конец | Все 

ОБРАЗЫ СПАСИТЕЛЯ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Мы именуем себя христианами. Поэтому образы Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии.

Все иконные изображения Христа Спасителя являются свидетельством Боговоплощения, явления в мир Сына Божия во плоти. Это земное воплощение святости стало напоминанием и призывом человеку следовать собственной предназначенности к обожению. Все религиозное искусство вообще есть не что иное, как запечатленное в особой форме это напоминание и этот призыв.

Не случайно первой собственно иконой, то есть первым (в прямом смысле) запечатленным образом стало нерукотворное изображение Христа, отпечаток Его лика на полотне - так называемый образ Спаса Нерукотворного.

Имеются и иные типы иконной передачи образа Сына Божия.

Самый распространенный - Христос Пантократор (Вседержитель).

Сын Божий также нередко изображается, как известно, в виде Младенца - прежде всего на богородичных иконах. Кроме того, образ Спасителя присутствует и на большинстве праздничных икон, каждая из которых имеет свой сюжет и композиционные особенности.

Не может обойтись христианин и без иконы Богородицы “ теплой заступницы мира холодного”. Как с младенческих лет каждый привыкает обращаться к родной матери за помощью и поддержкой, так и до смертного часа человек может молитвенно прибегать к заступничеству нашей Матери всеобщей.

Изображение Приснодевы имеют уже более тысячи вариантов, но все они восходят к нескольким образцам, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первым нужно назвать тот тип изображения Богоматери, который именуется Умиление. К иконам Умиление относятся такие распространенные иконы, как Донская, Федоровская, Жировицкая, Почаевская, Толгская и многие другие. Иконография этого типа основана на изображении Божией Матери и Богомладенца Христа, прильнувших друг к другу ликами. В этой композиции символизируется любовь Бога и человечества, олицетворенного Приснодевой. Выделяется же среди всех - величайшая святыня Русской земли - чудотворная икона Богородицы, именуемая Владимирской. По преданию, Сама Божия Матерь при виде только что созданного духовного Ее изображения сказала: “ Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет”.

Другой иконографический тип - Богоматерь Одигитрия, Путеводительница. Неверно было бы понимать это обозначение как покровительство в каком-то пути -путешествии. Здесь имеется в виду жизненный путь человека ко спасению. К иконам этого типа относятся - Смоленская, Иверская, Тихвинская, Троеручица, Споручница грешных и др. , к нему же близка и Казанская икона.

Все они символизируют небесное водительство человека по пути его жизни.

Богородица на иконах этого типа держит Младенца Христа на одной руке, указывая на Него другою - как на Путь которым человек должен следовать в своей жизни. В основе такого понимания иконы - слова Спасителя “ Аз есмь путь…”

На иконах типа Знамение, Богородица изображается с воздетыми руками - в молении за род человеческий. На уровне Ее груди располагается круг- медальон, в котором помещен Превечный Младенец.

Многие иконы, которые трудно объединить в одном типе (настолько они различны между собой) принято называть акафистными. Таковы иконы «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость» «Неопалимая купина», «О Тебе радуется…», «Умягчение злых сердец», «Неупиваемая чаша», «Боголюбская» и др. Каждая из них раскрывает какую-то из особенностей Божией Матери, о которых говорится в акафистах, Ей посвященных.

В различных случаях жизни церковные практики рекомендуют молиться перед некоторыми конкретными иконами. Так, молитва перед иконою «Неупиваемая чаша» помогает от страсти хмельного дурмана и наркотической зависимости; к образу Божией Матери Всецарица обращаются при онкологических заболеваниях; в скорбях молящиеся припадают к иконе Богоматери «Всех скорбящих Радость»; Федоровская икона, восходящая, по преданию, к евангелисту Луке, становится прибежищем к молитве для будущих матерей; иконы Владимирская, Казанская, Знамение - хранят в себе помять об избавлении от нашествий иноплеменников; икона Богородицы «Прибавление ума», кажется не требует особого пояснения; праздничная икона Покрова Пресвятой Богородицы знаменует собою «надежду ненадежных», к ней всегда прибегают ищущие святого покровительства Небесной Заступницы. Но можно утверждать, что во всех тяготах жизни, как и во всех радостях ее, обращение к любой иконе - равно благодатно.

В православной практике получило широкое распространение благословлять молодоженов образами Спасителя и Пресвятой Богородицы и вручать им венчальные иконы. С этими иконами молодые начинают свою семейную жизнь, у этих образов с надеждой возносят молитвы во всех бедах и напастях, подстерегающих их на жизненном пути и с благодарностью в радости, в счастливые моменты жизни.

РОДОВАЯ ИКОНА

Традиционно, в каждом русском доме хранилась родовая икона, ее хранили и передавали из поколения в поколение, перед ней молились, прося Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и святых о защите своих родичей и потомков от злых сил, наветов, болезней и невзгод. В жизни часто случается, что дети грешных родителей несут на себе наказания и расплачиваются своим здоровьем за их грехи. Каждое последующее поколение таких детей “вбирает” в себя все новые и новые грехи рода, порождает так называемые “роковые судьбы”, хотя дело не в фатальности, а в наследственном грехе. Подобный грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невинные.

Поэтому важное средство для преодоления невзгод - горячая молитва перед родовой иконой. Только молитвенным усилием родных порочная цепь невзгод может прерваться. Так было в истории нашего отечества Например, родовой святыней семьи Романовых была икона Спаса Нерукотворного, написанная в 1676 году в дар Алексею Михайловичу иконописцем Симоном Ушаковым. Со временем икона перешла к Петру I, он очень дорожил родовой святыней и часто брал ее с собой. Образ уберег Петра под Полтавой от вражеских пуль, с ним совершался молебен при основании Петербурга, его ставили у изголовья заболевшего монарха. Петр просил, чтобы именно эта родовая икона находилась при его погребении. Точный список Нерукотворного Спаса сопутствовал Александру III во время крушения царского поезда 17 октября 1888 г. Император с семьей оказались невредимыми в разрушенном вагоне. Чудом уцелела, и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

Известны случаи, когда родовые икон становились общерусскими святынями и почитаемыми верующими больших областей. Таковы иконы Божией Матери Касперовской, Калужской, Боголюбской, Святителя Николая из сибирского села Ипатово и многие другие.

Много бед пережила многострадальная Россия, перестали существовать многие русские фамилии, но Божией волей сохранились те из них, где из поколения в поколение накапливались и передавались духовные традиции, где была сильна молитва и теплилась лампада перед иконой.

 

Copyright © 2006-2017 "Иконописная мастерская "Александрия"
Создание сайта - iDex Group: Разработка
интернет магазина
на 1С-Битрикс.
Работает на «Битрикс:
Управление сайтом»
© «Битрикс», 2001-2017
Все права защищены. Использование материалов и графики с сайта запрещено автором.
Главная / Галерея икон / Спасителя, Богородицы и родовые